Для успешного продвижения сайта в поисковых системах, он должен соответствовать определенным критериям, которые поисковые системы предъявляют к интернет-ресурсам. Поэтому, перед тем, как, непосредственно, заниматься деятельностью по привлечению трафика на сайт, его необходимо подготовить, чтобы усилия seo-специалиста не проходили впустую.
Для этого, перед началом работ, проводится аудит сайта, в ходе которого диагностируются и исправляются существующие ошибки и проблемы на сайте. Для выявления различных типов ошибок, проводятся разные виды аудита: базовый, технический и seo-аудит. В сегодняшней статье, мы поговорим о техническом аудите сайта, о том, как его провести самостоятельно и, соответственно, бесплатно, рассмотрим технические требования, которые предъявляют к сайтам поисковые системы в сегодняшних реалиях, порекомендуем, на какие аспекты структуры и настроек сайта необходимо обратить внимание, и как их исправить, если будут диагностированы ошибки.
В этой статье, я попытался объединить и систематизировать свой опыт, опыт других seo-специалистов и интернет-маркетологов, составить некий чек-лист, сверяясь с которым во время работы над сайтом, мы будем уверены, что ничего не забыли и не упустили. Если же вы захотите добавить что-то от себя — пишите в комментариях, при необходимости я буду вносить корректировки в статью, если окажется, что упущен какой-либо важный момент, серьезно влияющий на уровень технической оптимизации сайта.
SEO чек-лист при создании или подготовке к продвижению сайта
- Настройка главного зеркала сайта
- Настройка генерации URL на сайте
- Создание sitemap.xml и его настройка
- Верификация внутренних ссылок сайта
- Настройка страницы для 404 ошибки
- Настройка заголовков сайта
- Настройка title и мета тегов
- Настройка 301 редиректа
- Контент сайта: защита и правильное форматирование
- Проверка валидности верстки
- Настройка пагинации
- Проверка чистоты кода сайта
1. Настройка главного зеркала сайта
Необходимо настроить главное зеркало сайта с помощью 301 редиректа, выбрав либо вариант http://site.ru, либо http://www.site.ru. Если же сайт не новый, и уже какое-то время существует в сети Интернет, то нужно предварительно проверить, какой из доменов определен главным в Яндексе. Для этого, вбейте URL сайта в поисковую строку Яндекса и посмотрите результаты выдачи. Тот домен, который выдает вам поисковая система в выдаче, и нужно делать главным зеркалом.
2. Настройка генерации URL на сайте
- Вам нужно определить правила генерации URL на сайте, касающиеся использования слеша. Либо вы используете URL такого вида: http://site.ru/page/ — со слешем на конце, либо такого: http://site.ru/page — без слеша. Это также настраивается с помощью 301 редиректа, какой вариант вы будете использовать — разницы особой нет, но настроить это нужно, во избежание появления дублей страниц на сайте.
- Реализовать возможности настройки ЧПУ (Человеко-Понятный Урл, например /novosti/) для любой страницы. URL должен генерироваться автоматически транслитом, используя название страницы. При этом, для новостного сайта или раздела, нужно сделать особый ЧПУ — /news/2015-10-05/. Если новостей в этот день несколько, то дополнительно подставляется еще одна цифра — /news/2015-10-05-1/.
3. Создание sitemap.xml и его настройка
Необходимо настроить автоматическую генерацию файла sitemap.xml, разместить его желательно по стандартному адресу: site.ru/sitemap.xml. Дополнительные параметры настраиваются таким образом:
- <lastmod> — необходимо, чтобы в файле sitemap.xml отображалась дата, когда на странице последний раз вносились изменения;
- <priority> автоматически берется для главной 1.0, для разделов и категорий второго уровня вложенности — 0.8, для третьего уровня — 0.7, для остальных — 0.6;
- <changefreq> для главной устанавливается daily, для остальных – weekly или monthly.
4. Верификация внутренних ссылок сайта
Страница не должна ссылаться сама на себя ни в меню, ни в хлебных крошках. Данное правило не касается Главной страницы сайта, так как отсутствие стандартной ссылки в шапке сайте и в футере (ссылка на Главную в нижней части сайта), может негативно повлиять на юзабилити.
5. Настройка страницы для 404 ошибки
Настроить обработку 404 ошибки – Страница не найдена. Также необходим модуль, отслеживающий источники появления 404 ошибки, т.е. по какому адресу делает запрос пользователь, заходя на несуществующую или перенесенную страницу.
6. Настройка заголовков сайта
Настроить генерацию заголовков h1-h6. Несмотря на повсеместное использование в последнее время стандарта верстки HTML5, в котором на странице допускается использование нескольких заголовков h1, для явного определения релевантности страницы поисковыми системами, все же, рекомендую использовать h1 только один раз.
7. Настройка title и мета тегов
Для каждой страницы должна быть возможность прописывания <title>, метатегов description, keywords. Должна быть реализована на всех страницах сайта автоматическая генерация title.
8. Настройка 301 редиректа
Установить модуль редиректа на сайт. При изменении адресов страниц, модуль должен автоматически настраивать 301 редиректы со старого на новый адрес.
9. Контент сайта: защита и правильное форматирование
- Если вы создаете контентный проект, на котором будет много уникальной и полезной информации, то, возможно, вскоре вы столкнетесь с воровством контента. Абсолютной защиты от этого не существует, поэтому просто блокировать копирование текста со страниц сайта, смысла особого не имеет — тот, кому это нужно, все равно найдет способ, как скопировать текст. На мой взгляд, лучше действовать хитрее — сделать так, чтобы при копировании контента с вашего сайта, вместе с текстом, копировалась и ссылка на ваш сайт. Например, так реализовано на сайте РБК. В результате, вы сможете получить n бесплатных ссылок на ваш сайт.
- тег <b> используется для визуальной расстановки акцентов в тексте.
- тегом <strong> выделяем важные по смыслу слова и словосочетания.
- При создании новых абзацев в текстовом редакторе админки (WYSIWYG-редактор) текст должен быть обособлен в тег <p> (не <div>, <span>, <br> и т.д.). Это должно происходить при нажатии Enter. При нажатии же Enter+Shift идет просто переход на новую строку с помощью <br>.
10. Проверка валидности верстки
- В элементах верстки не должно быть тегов h1-h6, а также, ссылки не должны быть заключены в <strong>. Другими словами, теги заголовков h1-h6 употреблять только для текста в контенте. А, например, для различных блоков, которые могут быть на вашем сайте: «Новости», «Акции», «Мы на карте» и т.п. — не делать (использовать div); на странице максимум один тег h1 (исключение может быть по h1 только в случае верстки по стандарту HTML5 и отдельных section или article для каждого блока, если таковые есть в дизайне).
- Разметка страницы должна быть валидной (корректной), проверить верстку можно с помощью сервиса — The W3C Markup Validation Service. CSS также желательно проверять на валидность; естественно, что CSS3 не может быть валидным и эти ошибки исправлять не нужно.
11. Настройка пагинации
- В пагинации новостей, каталогах продукции, статьях и прочих страницах с пагинацией нужно, чтобы при нажатии на цифру 1 после перехода, например, со страницы 2, отображался URL без приписки, например такой — /news/?start=0
- В продукции, если есть пагинация, сделать текст только на основной странице; при нажатии на цифру 2 этот текст дублироваться не должен. Соответственно и продвигаться будет только первая страница, остальные страницы закрываем от индексации.
12. Проверка чистоты кода сайта
- Все скрипты должны быть в отдельном(-ых) файле(-ах).
- Тег title должен быть вверху страницы, под <head>.
- Если поля keywords и description не заполнены, то на сайте в коде страницы они выводиться не должны.
- Ссылка на главную страницу с логотипа, иконки Домик, ссылки меню Главная должна быть прописана так <a href=»/»>, а не так — <a href=»index.html»> или .php и прочие возможные варианты.
- Все внешние ссылки должны идти с атрибутом rel=»nofollow» или должны быть закрыты с помощью JavaScript (для разных ссылок по-разному; нужно смотреть на примере).